Пятница, 19.04.2024, 16:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лондон [9]
София [2]
Коломбо [3]
Кейптаун [5]
Берлин [4]
Сальвадор - де - Баия [4]
Гавана [8]
Лиссабон [3]
Челябинск [11]
Гонконг [5]
Города и страны [6]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Челябинск

    Челябинск - 10

     

    Стереотипы

     

       Много лет два крупнейших города - Екатеринбург и Челябинск ведут борьбу за право считаться столицей Большого Урала.

       Пока побеждает первый.

       Скорее всего, так будет и дальше. Ведь Екатеринбург изначально был задуман как столица Урала.

       При Советской власти эта же роль отводилась Свердловску, который сохранил и при новом общественном строе тот же столичный статус, теперь уже Уральского Федерального округа. Так что в ближайшее время занять место Екатеринбурга невозможно.

       Что же остается Челябинску?

       Роль столицы Южного Урала? Однако это понятие достаточно размыто.

       Например, республика Башкортостан тоже относится к Южному Уралу. Но эта автономия имеет свое правительство, парламент, столицу и административно не связана с Челябинском.

       Зачем тогда весь этот столичный лоск, кварталы важного и надменного "Сталинского ампира".

       Все, что описано выше - театры, музеи, променад, громадные сооружения центра Челябинска, создающие городу столичный имидж - явления вторичные.

       Настоящее лицо Челябинска нужно искать в другом месте.

       Также как и в любом другом городе, центр Челябинска окружен "спальными" районами.

       Здесь вы не найдете архитектурных "изысков". Основная застройка - типовая, быстровозводимая.

       Ведь жилье требуется постоянно, при всех властях.

       Районов, где почти полностью отсутствует промышленная зона, в Челябинске немного. Самый большой из них - Северо - Запад - город средних размеров с населением около трехсот тысяч человек.

       Основная же масса, окружающих челябинский центр, районов совсем другая.

       Подъезжая к городу по прекрасному скоростному шоссе с севера, из Екатеринбурга, еще за несколько километров до въезда можно различить густые клубы дыма в небе.

       Последний поворот и перед нами открывается фантастическая картина.


       Множество труб извергают в небо дым самых разных цветов. Природная голубизна почти не видна среди этих рукотворных облаков.

       Перед вами заводы знаменитого концерна "Мечел" - бывший челябинский металлургический комбинат.

       Заложенный в 1942 году, на довольно большом расстоянии от центра города, он, со временем, превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны.

       Одновременно с корпусами завода началось строительство жилого поселка.

       Сегодня - это целый город с населением около четырехсот тысяч человек.

       Основная масса домов возводилась здесь руками заключенных ГУЛАГа и пленных немецких военнослужащих.

        Последние имели намного больше прав, чем политические заключенные.

       И даже могли построить улицу в память о своей Родине.

     

     

     

       Через несколько лет "перевоспитанных" фашистов с миром вернули домой, а узников ГУЛАГа реабилитируют до сих пор.

       Долгое время район жил в автономном режиме из - за удаленности от основной городской застройки.

       Даже праздничные демонстрации в Челябинске проводились две - на площади Революции и в Металлургическом районе.

       Словом - отдельный город.

       Развитие городского общественного транспорта, реконструкция и строительство сети автомобильных дорог способствовали интегрированию района в общегородскую структуру.

       В огромном мегаполисе снова изменилось понятие о расстояниях.

       Металлургический комбинат занимает огромную территорию. По ней даже проложено несколько трамвайных маршрутов.

       Сам жилой район сегодня уже почти вплотную подошел к заводским корпусам.

       Разноцветное дымовое облако, нависающее над домами, хорошо просматривается при въезде со стороны центра города.

       Обособленное расположение района не помешало строительству еще нескольких крупных предприятий, не имеющих отношения к "Мечелу", но загрязняющих атмосферу не хуже его.

       В те дни, когда сильный ветер, наперекор проектировщикам, изменяет направление и над районом зависает рукотворное облако, с моста через реку Миасс открывается фантастическая картина. Слабеющие лучи предзакатного солнца с трудом пробиваются сквозь, нависающие над белыми домами, тяжелыми облаками радужного оттенка. И не важно, с какого завода.

       Сливаясь вместе, они образуют одно большое облако, которое как шапкой укутывает весь район.

       Запоминающаяся панорама.


       Продолжаем движение по широкому многополосному шоссе в сторону центра города.

       По дороге нас ждет еще одно испытание - пересечение первого внутреннего промышленного кольца.

       Что в нашем случае означает встречу с представителями "Большой химии".

       С левой стороны тянется забор лакокрасочного завода, напротив - корпуса завода цинкового.

       Если на дороге нет пробок, то проезд этого "химического коридора" занимает всего несколько минут.

       Постарайтесь на это время задержать дыхание. В противном случае запахи, которые исходят от этих двух предприятий, еще долго будут вас преследовать.

       Первое внутреннее промышленное кольцо представляет собой непрерывную цепочку заводов самого разного профиля.

       В основном это крупные предприятия тяжелой промышленности, протянувшиеся вокруг центральной части города с севера, через восток, юг, запад.

        С северо - западной стороны кольцо прерывается. Здесь находится своеобразный "коридор дыхания", через который относительно свежий воздух проникает в город.

       В этой же части расположен городской бор, тот самый, выходящий на проспект Ленина в районе Южно - Уральского государственного университета.

       Благодаря такому "коридору", район университета считается наиболее экологически чистым.

       То же можно сказать о микрорайонах Северо - Запада, хотя влияние предприятий "кольца" здесь уже чувствуется. Кроме того ветер доносит сюда разноцветные облака с "Мечела" и соседних с ним заводов.

       В целом, в Челябинске нет ни одного экологически безопасного района.

       Второе промышленное кольцо охватывает город с южной и восточной стороны.

      В него входят предприятия челябинского мегаполиса, расположенные в пригородах.

       На территориях, прилегающих к Челябинску с этой стороны, с начала двадцатого века разрабатываются месторождения бурых углей.    Проверка запасов этого материала послужила основой для принятия решения о строительстве в Челябинске крупной электростанции - ЧГРЭС, как энергетической основы для дальнейшей индустриализации.

       Именно с 1927 года, времени ее постройки, наступает новая эра в истории города, тот период, который мы называем "после".

       Примыкающий к Челябинску с восточной и юго - восточной стороны город Копейск - центр угледобывающей промышленности региона. Его окружают шахтерские городки и поселки с разбросанными вокруг угольными терриконами - холмами из отработанной породы.

       Внизу, под землей - лабиринты шахт.

       Впечатление такое, словно находишься в районе Донбасса.

       Город Коркино, южный пригород Челябинска, тоже центр угольной промышленности. Но, в отличие от Копейска, добыча здесь происходит открытым способом.

       Зрелище очень любопытное.

       С холмов из отработанной породы, окружающих Коркинский угольный разрез, открывается фантастическая картина.

       Огромная яма, похожая на лунный кратер. Но, в отличии от последнего отнюдь не безмолвный. Здесь кипит жизнь. Огромные экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, люди - все это в движении, в состоянии кажущегося хаоса.

       Но присмотревшись, начинаешь немного понимать существующий здесь порядок.

      Недостаток подобного способа добычи - огромное облако угольной пыли, постоянно накрывающее разрез.

       Третье промышленное кольцо весьма условно. Оно охватывает разбросанные в радиусе до ста километров от "Нулевой версты", что на Кировке, многочисленные предприятия оборонной промышленности.

       Челябинская область - стратегический страж безопасности России. Именно здесь была создана первая в стране атомная бомба, а могучие ракеты РС-18 (СС-20 "Сатана") долгие десятилетия охраняли покой ныне развалившейся державы под названием СССР.

       Да и сегодня Российская Федерация чувствовала бы себя не так спокойно, не будь на ее территории "закрытых" производств и предприятий Челябинской области.

       Челябинск - центр одной из наиболее развитых областей - пятой по объему выпускаемой промышленной продукции в Российской Федерации.

       По индустриальной мощи в России впереди Челябинска лишь Москва, Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург.

       Около 40% продукции города - металл.

       Челябинск дает треть отечественных ферросплавов, пятую часть труб, почти все - крупного диаметра, тяжелые гусеничные тракторы и дорожную технику, прицепы-супертяжеловозы, уникальные металлоконструкции, приборы.

       Высокая концентрация промышленных предприятий, особенно оборонной сферы, поставила Челябинск в число наиболее важных приоритетных целей в стратегическом противостоянии "великих держав".

       Помните тот мини - опрос, где мои респонденты показали хорошие знания о Челябинске в виде устоявшихся стереотипов.

       Каких именно? Да тех самых, описанных в этой главе.

       Концентрация в одном месте такого количества производств во много раз увеличивает опасность техногенной катастрофы.

        Ведь случись что - нибудь на одном из закрытых даже для местных служб по чрезвычайным ситуациям, предприятий, существует вполне реальная опасность цепной реакции.

       Об экологической катастрофе я уже не говорю. Она произошла, давно, задолго до Чернобыльской. Ее последствия уже закодированы в генетической памяти нескольких поколений. В том числе и моего.

       Когда - то Челябинск вытянул из лотерейного барабана счастливый билет.

       Маленький, захолустный, провинциальный городок, каких в России тысячи, получил право на вход в элитный клуб мегаполисов, городов, определяющих судьбы мира.

       Но за все нужно платить.

       Счастливым ли стал тот билет? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.

       Может не стоило использовать этот шанс?

      ,

     


     

     


     

     

    Категория: Челябинск | Добавил: Battman (14.09.2010)
    Просмотров: 2176 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: