Стереотипы
Много
лет два крупнейших города - Екатеринбург и Челябинск ведут борьбу за право
считаться столицей Большого Урала.
Пока
побеждает первый.
Скорее
всего, так будет и дальше. Ведь Екатеринбург изначально был задуман как столица
Урала.
При
Советской власти эта же роль отводилась Свердловску, который сохранил и при
новом общественном строе тот же столичный статус, теперь уже Уральского Федерального
округа. Так что в ближайшее время занять место Екатеринбурга невозможно.
Что же
остается Челябинску?
Роль
столицы Южного Урала? Однако это понятие достаточно размыто.
Например,
республика Башкортостан тоже относится к Южному Уралу. Но эта автономия имеет
свое правительство, парламент, столицу и административно не связана с
Челябинском.
Зачем
тогда весь этот столичный лоск, кварталы важного и надменного "Сталинского
ампира".
Все,
что описано выше - театры, музеи, променад, громадные сооружения центра
Челябинска, создающие городу столичный имидж - явления вторичные.
Настоящее
лицо Челябинска нужно искать в другом месте.
Также
как и в любом другом городе, центр Челябинска окружен "спальными"
районами.
Здесь
вы не найдете архитектурных "изысков". Основная застройка - типовая,
быстровозводимая.
Ведь
жилье требуется постоянно, при всех властях.
Районов,
где почти полностью отсутствует промышленная зона, в Челябинске немного. Самый
большой из них - Северо - Запад - город средних размеров с населением около
трехсот тысяч человек.
Основная
же масса, окружающих челябинский центр, районов совсем другая.
Подъезжая
к городу по прекрасному скоростному шоссе с севера, из Екатеринбурга, еще за
несколько километров до въезда можно различить густые клубы дыма в небе.
Последний
поворот и перед нами открывается фантастическая картина.
Множество
труб извергают в небо дым самых разных цветов. Природная голубизна почти не
видна среди этих рукотворных облаков.
Перед
вами заводы знаменитого концерна "Мечел" - бывший челябинский
металлургический комбинат.
Заложенный
в 1942 году, на довольно большом расстоянии от центра города, он, со временем,
превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны.
Одновременно
с корпусами завода началось строительство жилого поселка.
Сегодня
- это целый город с населением около четырехсот тысяч человек.
Основная
масса домов возводилась здесь руками заключенных ГУЛАГа и пленных немецких
военнослужащих.
Последние
имели намного больше прав, чем политические заключенные.
И даже
могли построить улицу в память о своей Родине.
Через
несколько лет "перевоспитанных" фашистов с миром вернули домой, а
узников ГУЛАГа реабилитируют до сих пор.
Долгое
время район жил в автономном режиме из - за удаленности от основной городской
застройки.
Даже
праздничные демонстрации в Челябинске проводились две - на площади Революции и
в Металлургическом районе.
Словом
- отдельный город.
Развитие
городского общественного транспорта, реконструкция и строительство сети
автомобильных дорог способствовали интегрированию района в общегородскую
структуру.
В
огромном мегаполисе снова изменилось понятие о расстояниях.
Металлургический
комбинат занимает огромную территорию. По ней даже проложено несколько
трамвайных маршрутов.
Сам
жилой район сегодня уже почти вплотную подошел к заводским корпусам.
Разноцветное
дымовое облако, нависающее над домами, хорошо просматривается при въезде со
стороны центра города.
Обособленное
расположение района не помешало строительству еще нескольких крупных
предприятий, не имеющих отношения к "Мечелу", но загрязняющих
атмосферу не хуже его.
В те
дни, когда сильный ветер, наперекор проектировщикам, изменяет направление и над
районом зависает рукотворное облако, с моста через реку Миасс открывается
фантастическая картина. Слабеющие лучи предзакатного солнца с трудом
пробиваются сквозь, нависающие над белыми домами, тяжелыми облаками радужного
оттенка. И не важно, с какого завода.
Сливаясь
вместе, они образуют одно большое облако, которое как шапкой укутывает весь
район.
Запоминающаяся
панорама.
Продолжаем
движение по широкому многополосному шоссе в сторону центра города.
По
дороге нас ждет еще одно испытание - пересечение первого внутреннего
промышленного кольца.
Что в
нашем случае означает встречу с представителями "Большой химии".
С
левой стороны тянется забор лакокрасочного завода, напротив - корпуса завода
цинкового.
Если
на дороге нет пробок, то проезд этого "химического коридора" занимает
всего несколько минут.
Постарайтесь
на это время задержать дыхание. В противном случае запахи, которые исходят от
этих двух предприятий, еще долго будут вас преследовать.
Первое
внутреннее промышленное кольцо представляет собой непрерывную цепочку заводов
самого разного профиля.
В
основном это крупные предприятия тяжелой промышленности, протянувшиеся вокруг
центральной части города с севера, через восток, юг, запад.
С
северо - западной стороны кольцо прерывается. Здесь находится своеобразный
"коридор дыхания", через который относительно свежий воздух проникает
в город.
В этой
же части расположен городской бор, тот самый, выходящий на проспект Ленина в
районе Южно - Уральского государственного университета.
Благодаря
такому "коридору", район университета считается наиболее экологически
чистым.
То же
можно сказать о микрорайонах Северо - Запада, хотя влияние предприятий
"кольца" здесь уже чувствуется. Кроме того ветер доносит сюда
разноцветные облака с "Мечела" и соседних с ним заводов.
В
целом, в Челябинске нет ни одного экологически безопасного района.
Второе
промышленное кольцо охватывает город с южной и восточной стороны.
В него
входят предприятия челябинского мегаполиса, расположенные в пригородах.
На
территориях, прилегающих к Челябинску с этой стороны, с начала двадцатого века
разрабатываются месторождения бурых углей. Проверка запасов этого материала послужила
основой для принятия решения о строительстве в Челябинске крупной
электростанции - ЧГРЭС, как энергетической основы для дальнейшей
индустриализации.
Именно
с 1927 года, времени ее постройки, наступает новая эра в истории города, тот
период, который мы называем "после".
Примыкающий
к Челябинску с восточной и юго - восточной стороны город Копейск - центр
угледобывающей промышленности региона. Его окружают шахтерские городки и
поселки с разбросанными вокруг угольными терриконами - холмами из отработанной
породы.
Внизу,
под землей - лабиринты шахт.
Впечатление
такое, словно находишься в районе Донбасса.
Город
Коркино, южный пригород Челябинска, тоже центр угольной промышленности. Но, в
отличие от Копейска, добыча здесь происходит открытым способом.
Зрелище
очень любопытное.
С
холмов из отработанной породы, окружающих Коркинский угольный разрез, открывается
фантастическая картина.
Огромная
яма, похожая на лунный кратер. Но, в отличии от последнего отнюдь не
безмолвный. Здесь кипит жизнь. Огромные экскаваторы, бульдозеры, самосвалы,
люди - все это в движении, в состоянии кажущегося хаоса.
Но присмотревшись,
начинаешь немного понимать существующий здесь порядок.
Недостаток
подобного способа добычи - огромное облако угольной пыли, постоянно накрывающее
разрез.
Третье
промышленное кольцо весьма условно. Оно охватывает разбросанные в радиусе до
ста километров от "Нулевой версты", что на Кировке, многочисленные
предприятия оборонной промышленности.
Челябинская
область - стратегический страж безопасности России. Именно здесь была создана
первая в стране атомная бомба, а могучие ракеты РС-18 (СС-20
"Сатана") долгие десятилетия охраняли покой ныне развалившейся
державы под названием СССР.
Да и
сегодня Российская Федерация чувствовала бы себя не так спокойно, не будь на ее
территории "закрытых" производств и предприятий Челябинской области.
Челябинск
- центр одной из наиболее развитых областей - пятой по объему выпускаемой
промышленной продукции в Российской Федерации.
По
индустриальной мощи в России впереди Челябинска лишь Москва, Петербург, Нижний
Новгород и Екатеринбург.
Около
40% продукции города - металл.
Челябинск
дает треть отечественных ферросплавов, пятую часть труб, почти все - крупного
диаметра, тяжелые гусеничные тракторы и дорожную технику,
прицепы-супертяжеловозы, уникальные металлоконструкции, приборы.
Высокая
концентрация промышленных предприятий, особенно оборонной сферы, поставила
Челябинск в число наиболее важных приоритетных целей в стратегическом
противостоянии "великих держав".
Помните
тот мини - опрос, где мои респонденты показали хорошие знания о Челябинске в
виде устоявшихся стереотипов.
Каких
именно? Да тех самых, описанных в этой главе.
Концентрация
в одном месте такого количества производств во много раз увеличивает опасность
техногенной катастрофы.
Ведь
случись что - нибудь на одном из закрытых даже для местных служб по
чрезвычайным ситуациям, предприятий, существует вполне реальная опасность
цепной реакции.
Об
экологической катастрофе я уже не говорю. Она произошла, давно, задолго до
Чернобыльской. Ее последствия уже закодированы в генетической памяти нескольких
поколений. В том числе и моего.
Когда
- то Челябинск вытянул из лотерейного барабана счастливый билет.
Маленький,
захолустный, провинциальный городок, каких в России тысячи, получил право на
вход в элитный клуб мегаполисов, городов, определяющих судьбы мира.
Но за
все нужно платить.
Счастливым
ли стал тот билет? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.
Может
не стоило использовать этот шанс?
,
|