Вторник, 21.11.2017, 03:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лондон [9]
София [2]
Коломбо [3]
Кейптаун [5]
Берлин [4]
Сальвадор - де - Баия [4]
Гавана [8]
Лиссабон [3]
Челябинск [11]
Гонконг [5]
Города и страны [6]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Челябинск

    Челябинск - 7

     

       С переходом к новой общественной формации изменился и порядок приоритетов. "Заповедник Сталинского ампира" превратился в район престижного жилья, цена которого переходит все возможные пределы.

       Однако некоторые предприятия пока еще сохранили здесь свое ведомственное имущество. Такие дома очень легко определить по их внешнему виду.

       Так и соседствуют сегодня среди "имперской лепнины" совершенно разные люди - "новые русские" бизнесмены, бывшие и нынешние "руководители производства", отставные военные, их дети и многочисленные наследники.

       Сам же, один из наиболее престижных ныне районов, начинался с... кладбища.

       Здесь, на людских костях, в 1936 году было выстроено необычное, по тому времени, сооружение - кинотеатр имени Пушкина, ставший градообразующей основой для будущего строительства в этой зоне. Много лет кинотеатр оставался одним из крупнейших в стране.

       "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Так говорил в свое время первый коммунистический премьер Владимир Ленин.

       А что могло служить в то время альтернативой этому мощнейшему средству пропаганды?

       Газеты? Но всем ли они тогда были доступны? Ведь большая часть населения России оставалась неграмотной. Именно та, к которой и была обращена мощнейшая пропагандистская машина.

       Кино становилось главным источником коммунистической пропаганды. По всей стране началось бурное строительство кинотеатров.

       Они возводились, в основном, по индивидуальному проекту.

       Основная цель - превратить каждое посещение в незабываемый праздник.

       Кроме собственно фильма, зрителям предлагалась дополнительная культурная программа.

       Примерно за полчаса до сеанса в фойе начиналось выступление оркестра, состоящего из музыкантов довольно высокого уровня, обычно с консерваторским образованием.

       Лишние деньги не повредят, считали одни, а, учитывая размеры зарплат профессионалов от культуры в то время, другим эта "подработка" просто помогала выжить.

       Праздник продолжался и в буфетах, где иногда удавалось достать что - нибудь "дефицитное".

       Кинотеатр имени Пушкина - один из первых многозальных - типичный образец, тогда еще зарождавшегося "ампира".

       Он сконцентрировал вокруг себя первые дома "заповедника".

       Пройдитесь по окружающим улицам, посмотрите на необычные сооружения, лепные карнизы, балконы, эркеры, скульптуры.

       И тогда вы сможете представить себе уровень "заботы" тоталитарного строя о своих лучших умах, но, большей частью, о "номенклатуре".

       У этой сказки часто бывал и другой конец.

       Отсюда, из этой социалистической роскоши для избранных, увозили в известном направлении, в большинстве случаев без всякой надежды на возвращение.

       Те единицы, которым удалось выжить в сталинских лагерях, "имперские" громады площади Революции, проспекта Ленина и этого "заповедника ампира", напоминали о совершенно иной, лагерной жизни, которую хотелось забыть как можно скорее.

     

       Представители той самой архитектурной школы 1947 года выпуска создавали проекты не только для центральной части города, но и для заводских рабочих поселков.

       Так "ампир" становится "визитной карточкой" и для отдаленных районов. Причем, каждый из этих "соцгородков" имеет свое лицо. Иногда это даже один дом, глядя на который, коренной челябинец безошибочно определит его местонахождение.



       Этот "дом с башней" стал символом Тракторозаводского района. Удивительно гармоничное здание все того же Ф.Л Серебровского.

       Металлургический район - еще один "заповедник" "Сталинского ампира", пожалуй,  даже немного больше первого.

       В какую бы часть мегаполиса, а я имею в виду не только Челябинск, но и его пригороды - Копейск, Коркино, Еманжелинск - вы не попадете, везде будут, сохранившиеся в том или ином виде, колосья, гербы, звезды и целеустремленные лица "правильных" рабочих и колхозников, чем - то похожие на одну и ту же типовую модель - "зомби"

       К концу пятидесятых годов прошлого века "заповедник Сталинского ампира", тот, что в центре Челябинска, подошел к площади Революции с востока.

       Успели построить великолепное здание "Челябэнерго", а, на противоположной стороне - символ новой, "хрущевской", эпохи - Совет Народного хозяйства, который и стал "могильщиком" "Сталинского ампира".

       Совнархозы просуществовали недолго. До конца правления Н. С. Хрущева.

       В 1964 году этих никому ни нужных "монстров" расформировали, а здание, уже отдаленно напоминавшее былое "имперское величие", занял Городской Совет депутатов трудящихся.

       То, что ныне называется мэрией.

       Здесь проходит граница "заповедника", за которой начинается новая эпоха в жизни города, эпоха, вернувшая Челябинск в "барачно - панельный" беспредел.

       Ситуация парадоксальная, но более грустная, чем смешная.



       С каждой стороны площади Революции, на расстоянии квартала, замыкая его, проходит по улице. На востоке - уже знакомая нам Цвиллинга. Улица, которой достался "счастливый билет", застроена, в пределах центра города, "имперскими" зданиями - составной частью        "заповедника Сталинского ампира".

       С противоположной, западной стороны, при разработке второго Генерального плана 1947 года, была запроектирована еще одна улица, зеркальное отражение первой.

       "Новая" политика Коммунистической партии, в которой приоритетной целью стала борьба с "излишествами", разделила центрвльную часть Челябинска на две половины, абсолютно разные.

       Если "большевику" Цвиллингу досталась "ампирная" сказка, то "большевику" Елькину, а его именем названа "западная" улица, не досталось ничего.

       Кроме хаотичной застройки, состоящей из частных гаражей, сараев, сохранившихся еще с времен войны, бараков, небольших мастерских и заводиков.

       Так, в самом центре огромного города образовалась "мертвая зона". Для людей там места почти не оставалось.

       Проблему эту городские власти решили очень просто.

       Сохранив существующий "балаган", все свободное пространство застроили типовыми панельными пятиэтажками грязно - серого цвета.

       И, хотя люди жили в самом центре города, для того, чтобы попасть, например, на площадь Революции, нужно было затратить немало времени.

       Или пробираться напрямую, через дворы, похожие на свалки, утопая по колено в грязи.

       Сейчас здесь ведутся большие работы.

       Прокладываются новые улицы - на этот раз по логично составленному проекту.

       Уже сегодня отсюда, за считанные минуты, можно добраться почти до всех объектов центра Челябинского мегаполиса.

       Район меняется на глазах.

       На месте "барачно - панельного" беспредела выросли кварталы красивых современных зданий.

       Конечно, проект 1947 года, предполагавший возведение здесь "ампирного заповедника", выполнить уже невозможно. Его место теперь в музее.

       А, разбросанных по всему городу, имперских зданий в стиле "Сталинского ампира", достаточно для придания Челябинску особого "шарма" и столичного лоска.

       Того, который невозможно найти в большинстве городов необъятной России.

     

    Категория: Челябинск | Добавил: Battman (14.09.2010)
    Просмотров: 481 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: