Четверг, 28.03.2024, 20:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лондон [9]
София [2]
Коломбо [3]
Кейптаун [5]
Берлин [4]
Сальвадор - де - Баия [4]
Гавана [8]
Лиссабон [3]
Челябинск [11]
Гонконг [5]
Города и страны [6]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Челябинск

    Челябинск - 6

     

       В другом положении находится проспект Ленина.

       Восточная его часть с момента постройки была "лицом района". Здесь представлено все лучшее - дворец культуры Челябинского тракторного завода, отдельно стоящий концертный зал, известный под названием - театр ЧТЗ, образовательный центр завода, экспериментальная фабрика - кухня, которая была скорее объектом политическим, нежели социальным.

       В те годы подобные сооружения возводились по всей стране. Предполагалось, что они освободят советскую семью от заботы о приготовлении пищи.



       Тем самым люди будут иметь больше свободного времени для культурного отдыха.

       Центром досуга в районе становится Дворец культуры - место интенсивной пропагандистской работы.

       Все эти сооружения построены в едином, модном тогда стиле "конструктивизм" или иначе - "баухаус".

       Такой "стандартный набор" получили все крупные промышленные центры Советского Союза.

       И, несмотря на политическое основание. людям достались прекрасные места для отдыха - парки, концертные и выставочные залы, спортивные городки.

       Тем более, что культуре тела в те годы придавалось особое внимание - молодежь готовили к службе в армии.

       "Соцгород" заканчивается в районе Комсомольской площади.

        К моменту ее образования стиль "конструктивизм" начинает постепенно заменяться все на тот же "сталинский ампир", пока еще довольно примитивный, во многом сохранивший черты "баухауза".

       В конце сороковых годов аскетичный "конструктивизм" был предан опале.

       Это относится и к проспекту Ленина, который уверенно продвигался в западном направлении, стремясь быстрее воссоединиться с его центральной частью.

       Отрезок улицы от Комсомольской площади до железнодорожной линии на Екатеринбург застраивался именно в это время и резко отличается от предыдущей, "соцгородской" части.

       Здесь уже господствует "сталинский ампир", правда в начальной стадии.

       Эта часть проспекта - парадный въезд. Красивые многоэтажные дома встречают гостей Тракторозаводского района.

        К началу второй мировой войны, точнее ее переходу на территорию Советского Союза, проспект Ленина от Заводоуправления ЧТЗ до мостов был полностью сформирован.

       Со стороны центра города ему навстречу приближалась цепочка мощных имперских зданий.

       Казалось, что пройдет еще несколько лет, и главная улица Челябинска превратится в единое целое.

       Но, начавшаяся в 1941 году, война изменила систему приоритетов..

       В Челябинск хлынули огромные толпы беженцев из, занятых врагом, районов.

       Вместе с людьми прибывали целые заводы, точнее их оборудование, которое надо было где - то разместить. Так же, как и людей.

       Строительство "ампирных" зданий с шикарными квартирами прекратилось.

       Приближалась дождливая осень, а за ней и зима с ее уральскими морозами. Началось ускоренное возведение заводских цехов. Эвакуированных самостоятельно или с заводами людей заселяли в существующий жилой фонд, уплотняя челябинцев, проживавших в, и без того не очень просторных квартирах.

       Но это подселение проблему не решило.

       Поэтому по всему городу, особенно в заводских районах, появилось множество бараков и землянок.

       Тут уже было не до проспекта.

       Таким образом, на участке между улицей Свободы и границей Тракторозаводского района, застройка проспекта Ленина прервалась.    Успели завершить строительство лишь нескольких зданий, а из оставшегося пространства "полез" старый Челябинск, с его деревянными домиками, грязью и убогостью.

       Застройка этого участка продолжилась спустя несколько лет после Победы и уже без единого плана, а только в интересах заказчика.

       Так продолжается и сегодня.



       Поэтому эта часть проспекта Ленина, несмотря на, невиданную ранее, плотность застройки, имеет вид "архитектурного балагана".

       Что - то здесь изменить сегодня просто нереально.

       Да и не нужно.

       Пусть этот отрезок главной улицы так и останется своеобразным музеем "постсоциалистического" или "раннекапиталистического" Челябинска.

     

    Заповедник "Сталинского ампира"

     

       Сегодня, во времена новой политической реальности, когда Уральский регион открыл миру часть своих богатств и возможностей, подобное "рассекречивание" стало своего рода шоком даже для тех, кто все долгие годы "холодной войны", делал карьеру на этой закрытости.

      Действительность оказалась намного интересней "теоретических изысканий" и политических мифов.

       Мир с удивлением узнал, что где - то там, на далеком Урале, существует мощнейшее "государство в государстве", превосходящее по многим показателям саму "старушку" Европу.

       В этом отношении Челябинск, как важнейшая часть региона, не стал исключением.

       Гостей, впервые оказавшихся в городе, прежде всего, поражает его центр.

       Площадь Революции, проспект Ленина - символы Челябинска, его визитная карточка.

       Но еще большее удивление вызывает, то количество зданий в стиле "Сталинского ампира", благодаря которым город имеет вполне столичный облик.

       Вот он, тот самый "счастливый билет", вернее его последствия.

        И в большей степени - результат "Атомного проекта". Но не только.       Официально Челябинск - обыкновенный российский областной центр.

       Главный город Урала, конечно же, Екатеринбург. Как раньше, так и теперь.

        Тем более, что сегодня его статус, с созданием Уральского Федерального округа, закреплен официально.

       Но, и в этом случае, Челябинск не сдается.

       С тех пор, как город "совершил прыжок" и оказался в одном "клубе" со своим северным соседом, продолжается это многолетнее противостояние.

       И кое в чем Челябинск выигрывает.

    Например, в количестве и разнообразии зданий в стиле "Сталинского ампира".

       Екатеринбург, переименованный коммунистами в Свердловск, начал формироваться как столица "советского" Уральского региона в двадцатых и первой половине тридцатых годов прошлого века.       Поэтому центральная часть города заполнена, большей частью, зданиями в, господствующем тогда стиле "конструктивизм", предполагающим максимальный аскетизм и предельную упрощенность.

       Челябинску в этом отношении повезло больше.

       Разработка проекта и строительство городского центра началось здесь немного позже.

       Всего, на какие - то несколько лет. Но они полностью изменили принятый подход к внешнему облику города.

       После рассказа о Площади Революции и проспекте Ленина я хотел закрыть эту тему. Но не получилось. И вот почему.

       Сооружений, выполненных в стиле "Сталинский ампир", в городе оказалось так много, что даже для меня, привыкшего к ним с детства, это стало своего рода сюрпризом.

       В 1947 году на челябинскую землю был высажен "десант" - почти полный выпуск Московского архитектурного института.

       Эта группа молодых специалистов и стала основой для создания своей собственной, челябинской "архитектурной школы", лучшие времена которой пришлись на эпоху расцвета "Сталинского ампира", полностью заменившего аскетичный "конструктивизм".

       Стиля, поддержанного имперскими амбициями страны - победительницы, страны, начинающей интенсивное развитие "атомного проекта".

       Для этой цели в Челябинске собираются лучшие силы, крупные ученые, имена которых, в большинстве, нам неизвестны до сих пор.

     

       Начатое незадолго до второй мировой войны, гигантское строительство нового городского центра, получило "дополнительное дыхание".

       Финансирование шло из разных источников, как открытых, так и закрытых. Но ограничений почти не было.

       В результате получился несколько необычный, но безумно интересный в плане архитектуры, город.

       И не только его центральная часть, но и отдаленные районы, точнее жилые поселки при промышленных гигантах, окружающих Челябинск со всех сторон.

       Рассказывая о городе, который известен как один из центров производства всего того, чем сильна современная Россия, невозможно оставить в стороне относительно небольшой район, расположенный к юго - востоку от площади Революции.

       Несмотря на то, что "имперские" сооружения так и остались основным градообразующим элементом и в других районах Челябинска, эти, прилегающие к проспекту Ленина, несколько улиц можно, без преувеличения, назвать "заповедником", местом наибольшей концентрации сооружений "Сталинского ампира" в городе.

       Считается, что зона, о которой идет речь, почти целиком принадлежит железной дороге. В какой - то мере так и есть. Огромный бюрократический аппарат этого мощного ведомства, точнее его представители, в свое время получили, а затем и приватизировали прекрасные "имперские" квартиры. Те самые, в которых площадь подсобных помещений превышает жилую.

       Однако, здесь вы не встретите ни машиниста электровоза, ни слесаря локомотивного депо, ни поездного диспетчера. "Железнодорожное государство" представлено только своим высшим командным составом и "нужными людьми".

        Сегодня в этих "ведомственных" домах вы встретите разный народ, чаще всего имеющий весьма отдаленное отношение к Российским железным дорогам.

       Замкнутость этой всесильной организации давно стала очередным "мифом".

       Как и то, что большая часть зданий "заповедника" принадлежит ей.

       Кто же еще обитает в этих "хоромах"?

       Все крупнейшие предприятия Челябинска удалены от центра города на довольно приличное расстояние и окружены так называемыми "рабочими поселками".

       Однако, почти каждый крупный завод имеет в "заповеднике" свое ведомственное здание, чаще всего не одно. Здесь обычно живет "верхушка" предприятия.

     

     

    Категория: Челябинск | Добавил: Battman (14.09.2010)
    Просмотров: 1203 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: