Суббота, 27.04.2024, 04:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Лондон [9]
София [2]
Коломбо [3]
Кейптаун [5]
Берлин [4]
Сальвадор - де - Баия [4]
Гавана [8]
Лиссабон [3]
Челябинск [11]
Гонконг [5]
Города и страны [6]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Челябинск

    Челябинск - 5


       При организации здесь в 1936 году Центрального парка, перед его создателями встал вопрос - что делать с, разбросанными по всему участку, довольно глубокими и, поэтому опасными, ямами.

       Неизвестно, чья это была идея, но получилось великолепно.


       Старые каменоломни заполнили водой и среди соснового леса появились пруды.

       Они возникают перед глазами посетителя в самых неожиданных местах - бирюзовое зеркало воды в обрамлении, причудливой формы, гранитных берегов, на фоне вечнозеленых сосен и туй.

       Да, это южное дерево хорошо прижилось в уральском климате и поэтому многие аллеи парка обрамлены стройными шеренгами туй, словно где - то на черноморском побережье.

       Центральный парк культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина, такое его официальное название, переходит в лес, который спускается в долину реки Миасс.

       Здесь сохранилось множество живописных уголков и, обычно, прогулка по парку продолжается по самому бору до прибрежной зоны отдыха.

       В этом месте когда - то были самые лучшие пляжи с развитой инфраструктурой - раздевалками, душевыми, ресторанами, буфетами. И даже со своей железнодорожной станцией. Почти настоящей.

       В 1949 году открылась детская железная дорога, соединившая городок аттракционов собственно парка с местами отдыха на берегу реки Миасс. Она и сегодня перевозит пассажиров.

       Дорога реконструирована. Старые деревянные платформы заменены на современные, из железобетонных конструкций, открыты новые железнодорожные станции.

       И, конечно, полностью заменено оборудование управления движением поездов.

       Неизменными остались только вагоны и локомотивы.

       Еще те, пятидесятых - начала шестидесятых годов, сделанные в Германии специально для детских железных дорог, которые тогда открывались почти в каждом большом городе Советского Союза.

       Прокатиться на таком поезде, где голова задевает потолок, где билеты проверяют дети и тепловозом управляют тоже дети, мечтают и взрослые.  

       С открытием новой станции рядом с главным входом в Центральный парк, Малая Южно - Уральская железная дорога превратилась в один из видов городского транспорта, соединяющий главную улицу Челябинска с центром парка культуры и отдыха, зоологическим парком и прибрежной зоной отдыха.

       В комплекс зоны отдыхв также входит Центральный стадион, тоже захвативший свою долю древнего городского бора.

       Таким образом, этот, назовем его "академическим", район, один из немногих в городе, не только не имеет вредных производств, но даже наоборот, находится в зеленой зоне.

       Здесь много домов, построенных в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого века с просторными и удобными квартирами, планировка которых идет еще от тех, "ампирных" сооружений.

       В то время массовое строительство "клетушек" или, как их еще называют "хрущевок", еще только начиналось и возведение зданий по обе стороны западной части проспекта Ленина пришлось на "переходный период".

       Начиная от Педагогического университета, мы оставляем "хрущевскую" и вступаем в "сталинскую" эпоху, которая длилась двадцать восемь лет, а в нашем случае, примерно три километра.

       Алое поле.

       Как на месте площади Революции когда - то был пустырь, то и с западной стороны город заканчивалась почти так же.

       Здесь возвышается небольшой, но очень своеобразный и удивительно гармоничный храм святого Александра Невского.  Церковь построена по проекту архитектора Померанцева, автора здания Верхних торговых рядов в Москве, известного нам как ГУМ на Красной площади.


    Большую часть средств на постройку Храма дал император Николай II.

       В 1925 году здесь появился памятник Ленину, один из первых в стране. Сооружение очень необычное.

       Если вы окажетесь на Алом поле, посмотрите на скульптуру вождя, спрятанную в раковине стиля "модерн".

       Сравните лицо Ленина здесь с любым подобным памятником, которых разбросано по России великое множество.

       Хотя бы с тем, что возвышается совсем рядом, на площади Революции.

        Такого Ленина вы еще не видели.

       В 1936 году здесь был выстроен комплекс жилых зданий для государственных служащих, более известный в народе как "Дома НКВД".

       Расположенный строго по центральной оси памятника Ленину, он должен был служить южной границей новой Главной площади Челябинска.

       Но, видимо, высокопоставленные жильцы этих домов не очень хотели, чтобы массы гуляющих трудящихся лицезрели их "элитный комплекс".

       Возможно, были и другие причины, но вскоре, в том же 1936 году, было определено новое место для Главной площади.

       Там оно и сегодня.

       Комплекс "Домов НКВД", с момента постройки и почти до конца шестидесятых годов прошлого века, работал в автономном режиме. Здесь были свои магазины. предприятия сферы обслуживания и даже свой концертный зал.

       Чтобы попасть в квартиру, нужно было пройти во двор через специальную проходную, работники которой принадлежали к известному ведомству.

       Также как и большинство жильцов.

       Но, несмотря на все эти предосторожности, они не избежали участи обитателей московского "Дома на набережной". Еще один его челябинский "филиал". И не последний.

       Вместо парадной площади был разбит парк, причем детский. Малолюдный днем и пустынный ночью, он служил своеобразной зеленой зоной для местной элиты из соседних домов.

       Вокруг Ильича появилась Аллея пионеров-героев.

       И надо же так случиться, что маленьких мучеников за советскую Россию оказалось ровно 12, как апостолов.

       Получилось коммунистическое святилище с детскими надгробиями вне мест захоронения (у скульпторов это называется "кенотаф").

       Сохранилась и Александровская церковь. Конечно без куполов, превращенная в склад для фондов Челябинской картинной галереи.

       Потом здесь работал Планетарий, один из немногих в стране. Внутренняя сторона купола храма идеально подходила для имитации звездного неба, а новейшее, по тому времени, немецкое "цейссовское" оборудование, создавало на этом "экране" великолепные эффекты.

       Но даже этот подарок "братской страны" не удалось сохранить.

       Сегодня здесь органный зал.

       Русская православная церковь уже и не говорит о возврате храма в прежний статус. Орган переносить некуда.

       Дворец творчества молодежи, бывший пионеров, построен в 1978 году.

       Вернее его новая часть.

       За этот проект группа архитекторов под руководством Баранова получила премию Ленинского комсомола.

       Здесь есть прекрасный театральный зал, спортивный корпус и даже обсерватория, расположенная на башне с раздвигающимся серебристым куполом.

       Перед тем, как проспект Ленина словно вливается в площадь Революции, есть еще одно интересное место, небольшая площадь.

       Здание Публичной библиотеки - это типовой проект.

       Но, благодаря фантазии архитекторов М. Мочаловой и Б. Петрова, он превратился в индивидуальный. а окружающие здания служили фоном для него, несмотря на более почтенный возраст.

       Примерно с середины семидесятых годов прошлого века начался балаган.

         Прямо напротив Публичной библиотеки возвели безликое семиэтажное административное здание, которое сразу же нарушило все сложившееся равновесие.

       Чтобы хоть как то выделить эту типовую коробку, на всю ее высоту установили решетку из каслинского литья, которая стала одной из достопримечательностей города.

       Позже здесь появились еще несколько подобных сооружений.

       А в наше время этот балаган дополнили два высотных здания бизнес - центров. Тех, которые "стремились попасть" на главную площадь.

       И им это почти удалось.

       Несмотря на то, что на главную площадь их все - таки не пустили, панорама западной ее части сегодня уже безнадежно испорчена.

       Следующая часть проспекта считается наиболее интересной с архитектурной точки зрения.

       Отрезок от улицы Свободы до Кирова, включая здания, расположенные на северной стороне площади Революции - центральная часть проспекта Ленина.

       Именно этот участок является лицом и визитной карточкой города такого масштаба.

     

       Этот дом расположен на перекрестке с улицей Свободы и завершает самый гармоничный участок главной улицы Челябинска.

     

     

       До пересечения с железнодорожной линией на Екатеринбург проспект продолжает центр города, его "парадный фасад".

       Но здесь господствует совсем иной стиль.

       Еще с советских времен эта часть улицы представляла собой "архитектурный балаган", однако, благодаря тому, что выдерживалась примерно одинаковая высота зданий, создавалась видимость единства. Но, когда в 1975 году здесь построили высотку - по тем временам - института "Гипромез", рухнули и те, последние остатки, гармонии.

       Сегодня в этой части проспекта царствует бизнес.

       Застраивается любой свободный квадратный метр, появляются огромные торговые центры.

       Очередное новое здание гармонирует только само с собой, точнее с требованиями его заказчиков, совершенно игнорируя окружающее пространство.

       Каждый новый проект по - своему красив.

       Но, когда они собраны вместе на коротком отрезке улицы, создается ощущение дискомфорта.

       Может быть это мое личное, субъективное мнение.     

       За железнодорожным и автомобильным мостом начинается Тракторозаводский район, получивший свое название от одного из самых известных заводов страны - ЧТЗ.

       Достаточно аббревиатуры, настолько она вошла в историю.

       Этот завод, построенный в 1933 году - символ Советского Союза, а точнее существующего строя.

       Официальное событие - выпуск первого трактора - стало одним из факторов, доказывающих всему миру, а, прежде всего, своему народу, победу нового режима.

       Как и строительство Московского метрополитена, "Уралмаша", канала имени Москвы и еще нескольких подобных объектов.

       Этот "штучный товар" представляя собой внешнюю сторону строя, вызывал в народе чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

       Обратная сторона медали - начавшийся буквально в следующем году, сразу после загадочного убийства Кирова, массовый террор, окончательно укрепил позиции существующего тоталитарного строя.

       Впрочем, аресты и расстрелы ни в чем не повинных людей, а потом и их палачей, не прекращались со времени Октябрьского переворота 1917 года, но наиболее массовый, угрожающий характер они приобрели после завершения строительства и пуска нескольких гигантов индустриализации, в том числе и ЧТЗ. Трактора делали и в Сталинграде, и в Харькове.

       Но слишком много примеров - тоже плохо. Это противоречит основным принципам рекламы.

       Внимание всего мира было сконцентрировано на нескольких крупных объектах.

       Сталинская пропаганда победила.

       Положение СССР в мире укрепилось настолько, что в течении нескольких лет его признали и установили с ним дипломатические отношения почти все крупные страны.

       А еще - начали бояться.

       Ведь специалисты прекрасно понимали, для какой цели был построен, например, Челябинский тракторный завод.

       Но мало кто знал, что после того, как строитель - доброволец М. Я. Макагон вывел из ворот, украшенный гирляндами цветов и лозунгами, первый трактор, главный конвейер не был запущен.

       Его "доводили" еще несколько лет, специально выписанные из Германии, инженеры и техники.

       Сталинская пропаганда не ограничилась фактом пуска в эксплуатацию промышленного гиганта.

       Лозунги, с которыми, как с хоругвями, люди шли на демонстрации в дни новых, советских, праздников, нужно было, хоть частично, подтверждать на деле.

       Челябинский тракторный завод строился на ровном степном участке, к востоку от центра.

       Судя по расстоянию от границы существующего тогда Челябинска, вообще непонятно, какое он имеет отношение к городу.

       Ведь в сознании жителя современного мегаполиса и человека из маленького провинциального степного городка одно и то же расстояние воспринимается по - разному.

       Для челябинца образца 1933 года те пять километров от Главной проходной ЧТЗ до Народного дома казались "дистанцией огромного размера".

       Конечно, об ежедневных поездках на работу из старого города на такое расстояние нечего было и думать.

       И некому.

       Кадры для нового промышленного гиганта в тогдашнем Челябинске просто не существовали.

       Пришлось завозить и срочно строить для них жилье, желательно вблизи места работы и по - возможности более концентрировано.

       Так возник вокруг ЧТЗ "соцгород", состоящий из типовых четырехэтажных зданий.

       Такие рабочие поселки с довольно развитой инфраструктурой возводились по всей стране, окружая новые промышленные гиганты. Эти "соцгорода" тоже служили объектом пропаганды для внешнего мира и средством привлечения рабочих, в основном, вытягивая их из деревень, где тогда жила основная масса населения страны.

       Если сравнить количество приезжих, работающих тогда на заводе с размерами рабочего поселка в его современных границах, то становится ясно, что вся эта разрекламированная инфраструктура была доступна далеко не всем.

       То, как жила большая часть "новых горожан", старались не афишировать.

       Так называемые "общежития" представляли собой, построенные на скорую руку, бараки - длинный коридор и множество комнат по обе его стороны, заполненных по максимуму.

       А когда не хватало и такого жилья, строили землянки.

       Но пропаганда делала свое дело. Люди терпели, надеялись и верили. Тем более, что назад, в деревню, дороги не было.

       "Сталинская коллективизация" в разгаре, "средний класс", презрительно называемый "кулаками", к тому времени практически прекратил свое существование, а традиционный русский деревенский образ жизни находился в состоянии распада.

       Эти обстоятельства и "выталкивали" последние остатки трудоспособного населения в город, на строительство "флагманов индустриализации".

       Вот такой примерно была история возникновения ЧТЗ, она же и определила специфику застройки восточной части Челябинска и его главной улицы, вернее того его отрезка, который проходит в пределах Тракторозаводского района.

       Главная улица города начинается около здания заводоуправления ЧТЗ и проходит через тот самый "соцгородок", который долгое время служил рекламой достижений Советской власти.

       Инвесторы не торопятся вкладывать деньги в это место.

       Для того, чтобы возвести здесь очередной бизнес - центр, нужно, в первую очередь, расчистить территорию, то есть снести все эти обветшалые строения.

       Они находятся в таком состоянии, что говорить об их ремонте просто не имеет смысла. То же самое относится ко всей инфраструктуре района.

     

    Категория: Челябинск | Добавил: Battman (14.09.2010)
    Просмотров: 1225 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: