Существует выражение - "Лондон состоит
из сотни деревень". И оно, как мне кажется, довольно точно определяет
характер застройки Британской столицы.
Только
деревни превратились в городские районы, сохранив при этом свои традиции и
демографию.
По моему
мнению, современный Лондон не просто город, а, скорее, страна или даже планета.
В этом огромном мегаполисе, каждая часть которого живет относительно
обособленно, отсутствует понятие "центр города" в нашем понимании.
Районы
Сити и Вестмистер, наиболее известные в мире, выполняют функции центра всей
страны, а заодно и британской столицы.
Рассказать о всей "Планете Лондон" - все равно, что попытаться
объять необъятное.
Лучше
всего начать с представления о Лондоне как об агломерации двух средневековых
городов - коммерческого Сити и правительственного Вестминстера.
В
первом среди, стоящих вдоль древних изогнутых улочек, небоскребов - план Сити
практически не меняется уже тысячу лет - снуют туда-сюда банковские клерки с
сэндвичами.
Во втором
картина похожая, но клерки правительственные, дома пониже, а улицы шире.
Между
этими двумя полюсами вдоль древнего тракта, ныне известного под именем Стрэнд,
расположились судейский Холборн и торгово-театральный Ковент-Гарден - самые
старые из всех лондонских пригородов.
Эти
места и принято считать центром мегаполиса "Большой Лондон".
Географически лучше всего представить себе границы
"сердца Британии"... по карте метрополитена.
Территорию, которая находится в границах первой зоны подземки, условно
принято считать центром города. Большая часть туристов пользующихся
"трубой" - народное название метро - тусуются в пределах этой части
города и лишь единицы пересекают "границу".
За ней
начинается собственно Лондон, то есть та самая "сотня деревень".
В
западном направлении - престижные Сент - Джеймс и Мэйфэр, чуть севернее -
Блумсбери и Фитпровия.
Эта
аристократическая зона отделена невидимой стеной от остального Лондона и
погружена в свои наследственные и прочие подобные проблемы.
За
Гайд-парком начинается Кенсингтон, рядом довольно престижный Челси.
Список
можно продолжить, но есть ли в этом необходимость.
Скажу
только, что почти все восточные районы Лондона сегодня превратились, где
целиком, а где частично, в эмигрантские гетто, своеобразный "Новый
Вавилон".
Здесь
уже совсем другой Лондон, место, где племенные законы поставлены на более
высокую ступень, чем британские, место, где царствуют национальные традиции.
К
сожалению, сегодня Лондон не одинок. Так выглядит почти вся
Западная Европа и эту новую реальность изменить
уже невозможно.
"Дедушка метрополитенов"
Лондонский "Underground" - не просто средство передвижения,
один из видов городского транспорта. Это нечто другое.
Скорее
стиль жизни, символ Британской столицы.
Позвольте мне начать рассказ о современном Лондоне с этой своеобразной
достопримечательности.
Мысль
о передвижении под землей давно не давала покоя инженерным умам самой передовой
тогда, в девятнадцатом веке, страны.
В 1843
году в присутствии королевы Виктории был открыт пешеходный тоннель под Темзой.
В 1863 году по нему помчались поезда, и с тех пор движение не прекращается.
Тогда,
в 1863 году, произошло главное событие в истории метростроения - пуск первого в
мире 3,6 километрового подземного участка внеуличной железной дороги.
Несмотря на то, что поездки в заполненных паровозным дымом и копотью
тоннелях были далеко не комфортабельными, практическая целесообразность
превзошла все ожидания. И уже в год пуска парламентская комиссия одобрила
сооружение подземной окружной железной дороги общей протяженностью около 30
километров.
Локомотивы работали на пару, и, чтобы пассажиры не задохнулись, в
тоннелях через каждые 100 метров пробили вентиляционные колодцы.
Должно
быть, лондонские улицы, под которыми проходила "труба", напоминали
долину гейзеров - с вырывающимися на поверхность клубами дыма.
В 1890 году на
Южно-Лондонской линии была введена электрическая тяга поездов.
Самая
первая в мире линия метрополитена, та, открытая в 1863 году, жива до сих пор и
даже сохранила первоначальное название - Metropoliten line.
Лондон, город, открывший для всего мира преимущества этого вида
городского транспорта, сегодня обладает довольно разветвленной сетью,
включающей кольцевую линию и множество радиальных, которые по мере приближения
к окраинам, расходятся еще на несколько, образуя так называемую
"вилку".
На
первый взгляд кажется, что московское и лондонское метро - это почти братья -
близнецы. Но, в отличие от российской столицы, спустившись вниз, пассажир видит
очень просто отделанную станцию, своего рода кусок "трубы",
предназначенный только для выполнения своих функций и не более.
Лишь
иногда проскальзывает что - то похожее на робкую попытку архитектора хоть как -
то подчеркнуть индивидуальность станции, связав ее оформление с местом вблизи
которого она находится.
В последнее время
положение несколько изменилось.
Например, новая линия "Миллениум" старается соответствовать
своему названию - станции здесь украшены чем - то вроде жеванного тонированного
алюминия.
Немного странно, однако запоминается своей экстравагантностью.
А на
остальных линиях все очень просто - эскалаторный тоннель, как и в Москве,
увешанный рекламами, небольшой средний зал с минимальной отделкой и слабым
освещением, а по сторонам - проемы для прохода на платформы.
Бросаются в глаза, посеревшие от многолетней пыли потолки, стены,
увешанные гирляндами электрических кабелей и огромными рекламными афишами.
В
лондонском метро существуют линии, где размеры тоннелей позволяют пропускать
поезда только определенных габаритов и формы.
Например, линия
Пикадили, где верхняя часть вагона вместе с дверями имеет полукруглую форму.
Поэтому, зайдя в поезд и остановившись у входа, во время закрытия дверей
вы имеете реальную возможность быть прижатыми их створками так, что туловище
будет в вагоне, а голова - в тоннеле. Но ничего страшного. Освободиться из
этого плена очень легко.
В
целом же, лондонское метро - довольно удобный вид транспорта, которым часто
пользуются и далеко не бедные люди, добираясь до своих офисов намного быстрее,
чем простаивая в бесчисленных пробках на узких улочках центра.
Как и
в Москве, станции лондонского метро расположены не очень близко друг от друга,
однако этим видом транспорта, можно доехать до всех основных
достопримечательностей города - музеев, вокзалов, крупных магазинов типа
"Харродс", а также перейти на внутригородские и пригородные линии
Британских железных дорог.
"Пассажир в красной рубашке, не притворяйтесь, что читаете газету.
Мы знаем, грязный извращенец, вы разглядываете бюст вашей соседки". Или
такое - "Просьба к американским туристам - говорите потише".
Это
"шутки" Эммы Кларк - многолетнего диктора Лондонского метрополитена.
В 2008
году "голос трубы" уволили. Формальной причиной стало ее интервью
одному из телеканалов, где она признается, что боится ездить в столичной подземке.
Вот такая "реклама".
Кроме
подобных "шуток" в поездах, особенно тех, которые обслуживают
эмигрантские окраины, можно услышать классическую музыку.
Так, с
помощью Рахманинова и Вивальди, руководство подземки и местной полиции пытается
сократить преступность на метрополитене.
Посмотрим. А пока неопытному туристу не стоит выезжать из границ первой
зоны, особенно в вечернее время.
Схема
линий метрополитена в том виде, который мы знаем, пришла к нам из Лондона.
Несмотря на простоту и очевидность, она стала одним из крупнейших изобретений
века.
Вначале линии наносились на обычную карту города в соответствующем
масштабе.
Несмотря на точность схемы, пользоваться ей было невозможно.
Помогло вмешательство чертежника Гарри Бека, временно нанятого отделом
сигнализации. В свободное от работы время он придумал карту, применив тот же
принцип, что и в рисуемых им электросхемах.
Таким принципом
теперь пользуются метрополитены всего мира - каждая ветка имеет свой цвет и
расположена строго по горизонтали, вертикали или диагонали, а станции размечены
без учета фактических расстояний между ними.
Пробная диаграмма вышла в 1933 году и с тех пор иного варианта не
найдено.
Будущее лондонского метрополитена впервые пытались предсказать еще в 1914 году.
Некий профессор писал в транспортном журнале, что через 85 лет на станциях
откроются комфортабельные комнаты ожидания, куда станут моментально стекаться
все сообщения о движении поездов, возможно, даже в виде картинок на
художественно подсвеченных экранах.
Сегодня "дедушку" дополняет мини-метро - Docklands Light
Railway (DLR). Эта ветка проходит над землей, поезда в ней без машинистов, и
формально она к лондонскому метро не относится.
DLR
имеет смысл пользоваться при осмотре доков и Гринвича